Перейти на мобильную версию
Alina
18
постов
6
последователей





Религиозный разлом

Как событие федерального масштаба прошла новость о выходе муфтията Дагестана из состава Координационного центра мусульман Северного Кавказа. Согласно официальной версии, озвученной на сайте республиканского муфтията, «семенем непонимания и камнем преткновения» стало распространение в республиках Северного Кавказа газеты «Ас-Салам».

«Единственной целью широкого распространения этой газеты является просвещение россиян, особенно её мусульманской части, в вопросах традиционного ислама по двум мазхабам, которым следуют мусульмане России: по правовой школе имама Абу Ханифы и по правовой школе имама Шафии. Также газета на протяжении многих лет эффективно проводит на территории Российской Федерации серьёзную работу антиэкстремистской направленности», – гласит заявление муфтията РД. Затем издание LIFE распространило комментарии «исламоведа» Романа Силантьева и советника муфтия Айны Гамзатовой, где акцент делается на подконтрольности муфтияту РД трети всех мечетей Северного Кавказа, и, следовательно, их уход из КЦМСК «способен радикально изменить всю ситуацию в исламской умме (сообществе) страны».

Напомним, что о возможной самостоятельной роли дагестанского муфтията «Черновик» писал ещё в 2012 году («ЧК» №37 от 21.09.2012 г., «Большие проекты Рамзана Кадырова?»). Тогда, в частности, газета писала, что в 2012 году КЦМСК покинул муфтият Чечни, обосновав это тем, что «КСМ – это лишь название, а сама структура не решает реальных проблем мусульман Северного Кавказа». Там же мы указывали, что руководитель КЦМСК, муфтий КРЧ Исмаил Бердыев предлагал Ахмад-хаджи Абдулаеву возглавить эту структуру, но он отказался.

«Бердыев заявил ИА «Кавказский узел», что если муфтий Дагестана передумает, то готов уступить ему своё место… (Отметим, что если Ахмад-хаджи возглавит КСМ и сможет взять на себя реальную ответственность за мусульман всего Северного Кавказа, то это позволит ему превратить КСМ во второй публичный влиятельный религиозный центр. Но этого пока не происходит)», – писал «ЧК» в том году.

Теперь же, судя по тому, как развивается ситуация, настроения изменились.  LIFE сообщает, что осенью 2016 года Абдулаев желал войти в состав Межрелигиозного совета России. В этот совет входят представители всех традиционных религиозных конфессий России, а исламский блок представлен председателем Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином, председателем Центрального духовного управления мусульман России Талгатом Таджуддином (кстати, с ним Путин встречался 21 марта и обсуждал вопросы уммы России) и Бердиевым. Вхождение в межрелигиозный совет резко увеличило бы статус дагестанского муфтията, показывая его влияние на федеральном уровне. Пока же, как предполагает издание, Абдулаев будет взаимодействовать с этим советом через муфтия Татарстана Камиля Самигуллина, вошедшего в названный совет 22 февраля.

Действия муфтията РД нельзя рассматривать в отрыве от того, что происходит в целом на религиозном поле страны.

Образно исламский мир России можно разделить на несколько географических групп с условными названиями: московско-татарский мир, северокавказский (до выхода из него Дагестана) и чеченский. Последний характеризуется различными самостоятельными проектами, в частности, связанными с «фетвами против ваххабизма», созданием под патронажем Чечни федерального исламского телеканала, проведением различных исламских конференций и пр.

Выход из КЦМСК Дагестана привёл к тому, что северокавказский исламский мир формально раздроблен и де-факто не может представлять всех мусульман Северного Кавказа. В то же время сам дагестанский муфтият пока ещё (в бюрократическом плане) не достаточно окреп, чтобы заявить о себе на федеральном уровне.

Кстати, с первым заместителем Самигуллина – Рустамом Батровым – связан скандал в конце февраля этого года. Он в достаточно обширной статье «Учение Абу Ханифы попало в ДУМ РТ под негласный запрет?» стал говорить о том, что учение Абу Ханифы и ханафитский мазхаб – это де-факто разные понятия. Это вызвало серьёзный спор в «московско-татарском исламском мире», что привело к определённой раздробленности местной уммы.

Аналогичные процессы наблюдаются и в православном мире. Видно, что интриги вокруг передачи Исаакиевского собора (Санкт-Петербург) в пользование РПЦ, а также народные возмущения этим (в городе на Неве 18 марта прошёл митинг против такой передачи храма) привели к тому, что власти страны решили несколько отстраниться как от патриархата, так и властей Северной столицы. Активность РПЦ, особенно после заявлений отдельных, близких к религиозной структуре лиц, что в поддержку передачи Исаакия выйдут множество православных, судя по всему, Кремль насторожила. Поэтому встреча, прошедшая 16 марта между Владимиром Путиным и Митрополитом Московским и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви Корнилием (чего, кстати, на официальном уровне не было последние 350 лет), показывает, что глава государства может отойти от поддержки РПЦ.

Подробности http://chernovik.net/content/politika/narodnyy-prezident-dagestana-versiya-70-4

Показать еще Свернуть
Наверх